В условиях распространения коронавируса и связанного с ним карантина медики рекомендуют как можно реже посещать общественные места, в том числе отделения банков. Однако бывают ситуации, когда визита к ближайшему терминалу не избежать. И тут приходится соблюдать не только санитарные меры безопасности, например, пользоваться терминалом в одноразовых перчатках, но и проявлять особую бдительность и внимательность при совершении операций со своей банковской картой. Руководитель службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгений Леонов рассказал о самых распространенных способах обмана держателей карт.
Считывающие устройства и камеры на банкоматах
Злоумышленники могут установить на терминал устройства, считывающие данные магнитной полосы (для создания дубликата банковской карты) и PIN-код. И порой мошенники с помощью клея, скотча и фотоплёнки заставляют карту застрять на выходе из картоприемника и забирают ее.
Евгений Леонов советует:
1. Используйте банкоматы, установленные в безопасных местах, например, в госучреждениях, филиалах банков, торговых центрах, гостиницах, вокзалах.
2. Не используйте устройства, запрашивающие PIN-код карты для входа в помещение, где установлен банкомат.
3. Вводите PIN-код так, чтобы находящиеся рядом люди не смогли его увидеть.
4. Не используйте некорректно работающий банкомат (например, если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается).
5. Если банкомат не возвращает карту, сообщите об этом в ваш банк по телефону, указанному на устройстве. Не принимайте при этом советы и помощь посторонних людей.
SMS-сообщение якобы от банка
Самые популярные сообщения – о блокировке карт. При этом указан номер телефона, куда нужно перезвонить, чтобы карту разблокировать.
«Если вы позвоните по указанному номеру, вас, скорее всего, попросят подойти к банкомату и совершить определенные действия с картой, – рассказал Евгений Леонов. – А чуть позже вы можете обнаружить, что деньги исчезли с вашего счета банковской карты.
Запомните: в таком случае стоит звонить только на номер вашего банка, указанный на официальном сайте или на обороте банковской карты. Уточнить информацию о блокировке карты лучше в офисе вашего банка».
Телефонный звонок якобы от сотрудника банка
С помощью телефонного звонка от имени сотрудника банка злоумышленник, в рамках вымышленной легенды, постарается выяснить у вас конфиденциальную информацию (логин или пароль от личного кабинета, данные карты, PIN-код, код подтверждения), необходимую для совершения операции по выводу денежных средств с вашего счета банковской карты. Вы можете это обнаружить при следующей проверке остатка на счете.
Для того чтобы избежать хищения ваших средств, вы не должны никому и никогда сообщать эту конфиденциальную информацию. При поступлении такого подозрительного звонка необходимо его прекратить и перезванивать в ваш банк на номер, указанный на официальном сайте банка или на обороте банковской карты.
«Сотрудникам банков категорически запрещено спрашивать у клиентов номера карт, PIN-коды, коды подтверждения, логин или пароль от личного кабинета. Если вам задали такой вопрос, не сомневайтесь – это мошенники! Никому, никогда, ни при каких условиях не сообщайте эту информацию!» - подчеркнул Евгений Леонов.
По словам руководителя службы информационной безопасности Банка «Пойдём!» Евгения Леонова, серьезным шагом в вопросе обеспечения безопасности банковских операций должно стать создание базы биометрических данных россиян. Считается, что многоступенчатая идентификация, включающая и введение пароля, и распознавание голоса и лица человека, должна сделать доступ мошенников к счетам граждан практически невозможным.