В рамках заседания были рассмотрены основные результаты деятельности Минфина России в 2023 году и задачи на текущий год, а также проект публичной декларации целей и задач министерства на 2024 год. Кроме того, члены Общественного совета обсудили вопрос совершенствования налоговой системы.
Открывая заседание, Антон Силуанов отметил, что приоритеты работы министерства до 2030 года выстроены исходя из задач, обозначенных Президентом РФ в Послании Федеральному собранию, а также национальных целей развития.
По словам заместителя Министра финансов Владимира Колычева, Минфин в своей деятельности опирается на шесть ключевых публичных целей, среди которых: обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики, повышение эффективности систем администрирования доходов и управления расходами, развитие межбюджетных отношений.
«Бюджетная политика в прошлом году, в первую очередь, была ориентирована на содействие структурной трансформации экономики и увеличение ресурсов на новые приоритеты государства. Поэтому ее направленность, с одной стороны, оставалась экспансивной, так, бюджетный импульс в 2023 году превысил 4% ВВП, а с другой стороны – все дополнительные ресурсы в приоритетном порядке шли на социальную поддержку нуждающихся граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграцию новых регионов, технологическое развитие и расширение инфраструктуры», – сказал он.
В части задач на текущий год Владимир Колычев подчеркнул, что в соответствии с поручениями, обозначенными в Послании, будет сформирован перспективный финансовый план на шесть лет, который определит источники финансирования новых нацпроектов и других мероприятий по достижению национальных целей развития.
Предложения по совершенствованию налоговой системы представил Статс-секретарь – заместитель министра финансов Алексей Сазанов, отметив, что конечная цель такой донастройки – справедливость и стабильность налоговых условий.
Замминистра рассказал членам Общественного совета о конкретных параметрах налоговой системы, которые предложены Правительством РФ в рамках законопроекта. В первую очередь изменения направлены на усиление прогрессивной шкалы НДФЛ.
«При этом, одновременно с увеличением налоговых ставок на доходы свыше 2,4 миллиона рублей в год, предлагается предусмотреть по итогам года выплату для семей с детьми, среднедушевой доход которых ниже 1,5 прожиточных минимумов. Такая выплата будет равна 7% НДФЛ, уплаченных работающими членами такой семьи, то есть эффективная ставка НДФЛ составит 6%. Эта выплата будет производиться через Институт социального казначейства и идти за счет федерального бюджета, что позволит не затрагивать доходы субъектов Российской Федерации. Также будет предусмотрено сохранение без изменений текущих ставок НДФЛ на доходы участников СВО», – пояснил Алексей Сазанов.
Также планируются изменения по налогообложению корпоративного сектора. С 1 января 2025 года предусматривается отмена курсовых экспортных пошлин, с заменой этого инструмента на повышение налога на прибыль с 20 до 25%, а также корректировкой рентных налогов для отраслей, где рентабельность существенно выше средней по экономике. «При этом будут введены механизмы налоговой поддержки инвестиций, в частности, будет предусмотрен федеральный инвестиционный налоговый вычет, параметры которого определит Правительство», – сказал замминистра.
Также предлагается донастройка режима УСН для малого и среднего бизнеса, направленная одновременно на создание условий масштабировать бизнес и борьбу с применением схем дробления. Предлагается увеличение порогов УСН по доходам с текущих 250 млн до 450 млн рублей и по основным средствам со 150 млн до 200 млн рублей. Для пресечения схем дробления бизнеса с целью неуплаты косвенных налогов, предлагается сделать налогоплательщиками НДС плательщиков УСН, выручка которых превышает 60 млн рублей. При этом будет предоставляться альтернатива по уплате НДС на выбор: либо общий режим со всеми вычетами, либо пониженные ставки без права на вычеты – 5% для доходов от 60 млн до 250 млн и 7% от 250 до 450 млн рублей.
В рамках законопроекта предусмотрена амнистия для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса. А для субъектов МСП в обрабатывающих секторах предусмотрено снижение страховых взносов с 15% до 7,6% по выплатам свыше МРОТ.
Кроме того, законопроектом расширяются полномочия субъектов РФ и муниципалитетов по налогообложению дорогостоящей недвижимости. «Предлагается дать им право повышать ставки на объекты стоимостью свыше 300 млн рублей. По налогу на имущество предельную ставку предлагается поднять с 2% до 2,5%, по земельному налогу с 0,3% до 1,5%. При этом субъект будет самостоятельно решать, какую ставку установить», – дополнил Алексей Сазанов.
По словам Министра финансов Антона Силуанова, бюджеты регионов от налоговых изменений станут устойчивее за счет роста финансовой помощи субъектам на реализацию национальных проектов. «Дополнительные поступления за счет предлагаемых налоговых изменений составят около 2,6 трлн рублей в 2025 году, которые пойдут на реализацию национальных целей развития и новых нацпроектов», – сказал глава Минфина.
Антон Силуанов отметил, что пакет поправок нацелен на улучшение конкурентной среды, выравнивание налоговой нагрузки для отраслей и стимулирование инвестиционной активности, а также полностью отвечает принципам сбалансированности и справедливости, обеспечивая перераспределение средств, в том числе на социальную поддержку граждан.
Источник изображения: dailymoscow.ru