Журналисты бизнес-издания «Наш регион — Дальний Восток» уже неоднократно поднимали проблему особо защитных участков леса. Её наличие по сути блокирует работу предприятий россыпной золотодобычи в восточных регионах страны, сообщает издание.
Впрочем, в настоящее время появилась возможность достаточно оперативно решить данную проблему. Операторы золотодобывающей отрасли предлагают откорректировать профильное распоряжение федерального правительства с целью приведения его в соответствие с нормативами, прописанными в законодательстве.
Ни денег, ни золота
Подчёркивается, что Виктор Таракановский, глава российского Союза старателей, в который входит большое количество отраслевых предприятий, обратился к депутатам Госдумы с предложением устранить юридическое противоречие, связанное с упомянутыми участками (ОЗУ). Решение этой проблемы даст возможность нарастить объём извлечения драгметалла на 25–30%. В соответствии с оценками пользователей недр, в таком случае в пользу бюджета РФ каждый год будут поступать дополнительные средства в размере 15 млрд рублей — речь идёт о перечислении налога на добычу полезных ископаемых. Таракановский высказал уверенность в том, что увеличение масштабов производства золота даст возможность поддержки экспорта драгметалла. На фоне нестабильности ценовой политики игроков рынка углеводородов, а также уменьшения курса российской национальной валюты это позволит возместить часть выпадающих доходов от нефтегазового экспорта. Виктор Таракановский попросил парламентариев поспособствовать внесению изменений в распоряжение кабмина страны.
Безвыходная ситуация
Дело в том, что любое предприятие, занятое в золотодобывающей сфере, осуществляет свою деятельность на основе лицензий. Данные разрешения приобретаются на аукционных торгах за суммы, исчисляемые десятками и сотнями миллионов рублей. Важным моментом является то, что данные документы дают право на добычу золота, но при этом накладывают на обладателя разрешения обязательства работы на месторождениях. Если таковая вестись не будет, то надзорные структуры выдвинут обвинения в отношении пользователя недр в нарушении условий соглашения, после чего лицензия может быть аннулирована. Такие случаи — действительно не редкость.
В лицензиях не учитываются существующие ограничения, связанные с наличием на участках работы особо защитных участков леса. Впрочем, не упоминаются данные зоны и в Водном, а также в Лесном кодексах страны. Нет ОЗУ и в законе «О недрах». Ограничения прописаны лишь в правительственном распоряжении №849-р, принятом в 2013 году. В этом документе устанавливается запрет на извлечение золота в речных долинах на основании того, что такие площадки имеют статус особо защитных участков леса. Таким образом, россыпная и дражная добыча становится в этих районах невозможной.
Решение есть
По информации Павла Луняшина, замглавы Союза старателей, поскольку в упомянутых кодексах и законе нет информации об ограничениях в связи с ОЗУ, то и менять эти документы не потребуется. Нужно внести корректировки в указанное правительственное распоряжение. Примечательно, что в этом же постановлении разрешается ведение деятельности на территории ОЗУ нефтегазовым операторам. В связи с этим золотодобытчики предлагают приравнять их предприятия к компаниям, которые разрабатывают углеводородные залежи, и разрешить работать на особо защитных участках. Проблема сразу же будет урегулирована. Внести корректировки в правительственное решение гораздо проще, чем, к примеру, в кодекс, а польза при этом как для отрасли, так и для государства окажется очевидной.
Более того, Лесной кодекс непосредственно разрешает вести добычу золота на лесных территориях, а Водный — в водоохранных зонах, при этом разведка и извлечение общераспространённых ископаемых (это глина, галька, песок, гравий, известняк) не допускается. Правовую коллизию с ОЗУ признал и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Правозащитник обратился в начале текущего года к руководству Минприроды с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Кроме того, по решению Московского арбитражного суда была удовлетворена претензия «Ксеньевского прииска» к Рослесхозу в части наличия в лесном реестре недостоверной информации касательно особо защитных участков леса. Эта ошибка в документации не дала возможности предприятию и подрядчикам компании вести деятельность на лицензионных площадках.
Журналисты подчёркивают, что ситуация с внесением недостоверных данных в реестр — это одна из сторон одной большой проблемы. По заявлениям же ряда чиновников, для урегулирования таких спорных вопросов горнякам нужно попросту перевести земли, которые относятся к лесному фонду, в другую категорию. Действительно, чисто теоретически это вполне возможно. Тем не менее на самом деле данный процесс — очень длительный, он занимает минимум один год, и то при удачном стечении обстоятельств. Такой срок не позволяет операторам выполнить требования технической документации на освоение недр.
Для решения разного рода проблем нужны даже не годы, а десятки лет. Что касается урегулирования вопроса с ОЗУ, то на эту задачу потребовалось бы совсем немного времени. Нужно вносить изменения в правительственное распоряжение и сделать это в максимально сжатые сроки. Такого мнения придерживается руководство Союза старателей России, эту же точку зрения разделяет большинство участников рынка золотодобычи. Если закрытие данного вопроса затянется, то как в самой отрасли, так и в дальневосточных регионах в целом может наступить кризис. На сегодняшний день золото — это практически единственный ресурс, стоимость которого на мировом рынке стабильно удерживается на высоком уровне. Таким образом, этот драгметалл является по сути ресурсной базой российского государства, подчёркивает издание.
Общественная редакция во Владивостоке
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.