AliExpress Россия, Ozon и Wildberries представляют результаты совместного исследования ограничений и возможностей самозанятых в онлайн-торговле. Эти маркетплейсы первыми в России разрешили продавать самозанятым, и сейчас через них работают более 90 тысяч самозанятых продавцов. Эксперты отмечают, что потенциал самозанятых реализован не более чем на половину.
Режим самозанятости был законодательно введён в 2019 году. С тех пор в России зарегистрировались 3,2 млн самозанятых (по данным ФНС на конец сентября 2021 года). По закону самозанятые могут оказывать различные услуги (например, через электронные торговые площадки) и продавать товары собственного производства, если они не относятся к категориям, подлежащим обязательной маркировке. Кроме того, оборот самозанятых ограничен 2,4 млн рублей в год.
Самозанятым не хватает видов деятельности
Результаты опроса показали, что большая часть самозанятых респондентов (63%) испытывает нехватку разрешённых видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, а 83% — чтобы самозанятым разрешили производить и продавать товары, подлежащие маркировке и сертификации — сейчас такой возможности у них нет.
33% самозанятых сталкиваются с тем, что производимая продукция требует сертификации или декларации, которые нельзя получить в силу статуса самозанятого: например, это касается одежды и других категорий товаров, которые многие изготавливают на заказ, но не могут продавать на онлайн-платформах. А многие испытывают сложности даже с получением отказного письма (оно выдаётся сертифицирующими организациями в знак подтверждения, что продукция не подлежит обязательной сертификации): не все профильные организации готовы сотрудничать с самозанятыми и выдавать им такие письма.
Эксперты «Бизнес-платформы ОНФ» полагают, что потенциал института самозанятых далеко не исчерпан.
«Из результатов опроса очевидно, что многие россияне готовы расширить свою сферу деятельности для получения дополнительного дохода. Глубокая интеграция института самозанятых в налоговую систему позволяет обеспечить прозрачность их деятельности, а добавление новых видов бизнеса для самозанятых повысит деловую активность и принесёт дополнительные доходы в бюджет», — считает Пётр Самойленко, руководитель федеральных партнёрских программ «Бизнес-платформы ОНФ».
Самозанятым доступны не все бизнес-услуги
Самозанятые испытывают сложности не только с сертифицирующими органами. 50% опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приёмом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Также самозанятые сетуют на то, что не все маркетплейсы готовы с ними сотрудничать.
Работа с маркетплейсами
Маркетплейсы являются самым распространённым каналом продаж для самозанятых (так ответили 59% опрошенных). На втором месте — социальные сети (23%), далее в порядке убывания популярности идут офлайн-продажи (10%) и собственный интернет-магазин (9%). Единицы работают только со своей клиентской базой, на ярмарках или полагаются на сарафанное радио.
Будучи самозанятым, можно работать с маркетплейсом не только в качестве продавца или курьера. Например, самозанятые могут оказывать услуги по ведению магазина для других продавцов — закон этого не запрещает. И сейчас среди опрошенных самозанятых 11% занимаются исключительно оказанием услуг, 61% — только производством товаров, остальные совмещают.
Ограничения по обороту
Большинство самозанятых хотели бы увеличить лимит (71%) по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего: 75% опрошенных имеют годовой оборот до 500 тысяч рублей. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе (42%), или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей (14%), 3,5 млн (21%) или 6 млн (23%).
Причины стать самозанятым
Желание работать с маркетплейсом и продавать свои товары онлайн — самая популярная причина для регистрации самозанятости среди тех, кто уже вышел на торговые платформы (её указали 35% опрошенных). Каждый третий (29%) стал самозанятым, чтобы оптимизировать налогообложение. Лишь 9% столкнулись с требованием работодателя по основному или дополнительному месту работы о регистрации самозанятости. Среди других причин стать самозанятым — стремление обелить существующий доход, в том числе дополнительный, найти новый источник дохода или поменять вид деятельности.
70% самозанятых зарегистрировали свой статус меньше года назад, а каждый четвёртый сделал это уже в период пандемии (от года до двух лет назад). Меньшинство стало самозанятыми после ИП, остальные работали иначе: 64% — по найму, 21% официально не работали.
Об исследовании
Исследование проводилось в октябре 2021 года методом онлайн-опроса самозанятых продавцов российских маркетплейсов. Анкета разработана при участии экспертов «Бизнес-платформы ОНФ». Выборка — 1 241 самозанятый. Полную версию исследования можно скачать здесь.