Применение на сети ОАО «РЖД» новых технологий интервального регулирования движения поездов – подвижных блок-участков и «виртуальной сцепки» – позволит существенно увеличить пропускную и провозную способность действующих железнодорожных линий за счет уменьшения интервалов попутного следования поездов. Об этом заявил генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозёров в ходе совещания в Главном центре управления Российскими железными дорогами.
В нем также приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель руководителя Росжелдора Александр Иванов, председатель Союза операторов железнодорожного транспорта Игорь Ромашов, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа.
Заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев представил возможности технологии «виртуальной сцепки» при интервальном регулировании движения поездов с применением инновационной отечественной системы автоблокировки с подвижным блок-участком (АБТЦ-МШ). На восточном полигоне она уже внедрена на участках Слюдянка-1 – Большой Луг и Яблоновая – Лесная. Светофоры при использовании новой системы не нужны, машинист руководствуется расстоянием до впереди идущего состава.
Виртуальный светофор размещен на последнем вагоне поезда и позволяет идущему сзади составу держать безопасное расстояние. Технология позволяет сокращать интервал попутного следования до двух раз – с 10 до 5 минут и за счет этого пропускать большее количество поездов.
«Виртуальная сцепка» обеспечивает синхронное движение двух попутно следующих грузовых поездов с минимально допустимым удалением друг от друга. Координация режимов ведения локомотивов при этом происходит по защищенному цифровому радиоканалу.
По словам Сергея Кобзева, после внедрения новых систем на участке Большой Луг – Слюдянка пропускная способность здесь выросла на 20 пар поездов в сутки. В перспективе предполагается создание радиоблок-центра, который позволит из одного места управлять десятками поездов. Благодаря синхронности их движения можно будет достичь максимального эффекта.
Посредством цифрового радиоканала на локомотив будет передаваться график движения поезда и ограничения скорости по пути. Вдоль железной дороги будут развернуты ретрансляторы со специально выделенным диапазоном частот. В этом случае появится возможность сократить интервал между поездами до минимума.
Игорь Левитин назвал представленные технологии поистине прорывными. По его словам, государство заинтересовано в поддержке именно подобных проектов, и их необходимо развивать.
«Мы получим эффект за счет того, что на действующей инфраструктуре сможем пропускать больше поездов. Соответственно, снизятся наши затраты на содержание, капитальное строительство. Но для этого также необходимо обеспечить высокое качество используемых элементов инфраструктуры, повысить надежность локомотивов», – сказал Олег Белозёров.
Дальнейшие этапы развертывания системы интервального регулирования с подвижными блок-участками определены исходя из приоритетов расширения пропускной способности. Так, в 2022-2023 годах планируется оборудование участков Находка-Восточная – Хабаровск-II – Белогорск, Слюдянка-I – Улан-Удэ и Иркутск – Большой Луг, в 2023-2024 годах – участков Улан-Удэ – Карымская – Чернышевск-Забайкальский и Могоча – Белогорск, в 2024-2025 годах – участков Большой Луг – Иркутск – Тайшет – Мариинск и Чернышевск-Забайкальский – Могоча.