15:30
+24 C°
Пробки:   0
$
73.7426
83.2406

Органическая продукция: каковы перспективы Дальнего Востока?

12 ноября 2021
2094
10 мин.
4
Органическая продукция: каковы перспективы Дальнего Востока?

Ковидный период стимулировал рост спроса на органическую продукцию во всем мире. По оценке Россельхозбанка, в 2021 году мировой рынок органики вырастет на 12% и достигнет 140 млрд. долл. В России объем рынка органической продукции может составить к концу года более 12 млрд руб.

«Российский рынок органической продукции обладает растущим потенциалом на фоне спроса населения. К концу года объем этого рынка может составить более 12 млрд руб.», ̶ сообщил руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов в рамках деловой программы Российской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2021».

Рост спроса на органическую продукцию во всем мире эксперты связывают с общим трендом на здоровый образ жизни. Самыми ярыми приверженцами органики остаются жители США – страна аккумулирует примерно 50% мирового рынка органической продукции. Доля стран Евросоюза – 35%, Китая – около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Великобритания, Швейцария.

«Как правило, на развитых рынках органики ее доля в общем объеме продовольственного рынка не превышает 5-6%. Явными исключениями являются Швейцария, Дания, Австрия, где этот показатель составляет около 10%. По потреблению на душу населения выделяются Дания и Швейцария. В каждой из стран затраты на душу составляют около 400 долл. США в год», ̶   добавляет Дальнов.

Как отметил эксперт, российский рынок органической продукции имеет большой потенциал импортозамещения и выхода на экспорт. Органическая модель производства в России наиболее перспективна в тех сегментах агропромышленного комплекса, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже соприкасаются с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Сейчас объем поставок органической продукции за рубеж исчисляется всего в 20 млн евро. При правильном подходе к 2025 году эта цифра может вырасти в десятки раз.

«Важным фактором, который определяет предрасположенность того или иного сегмента к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса. В соответствии с этими критериями высоким потенциалом развития обладают зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля КФХ, и которые активно вывозятся за рубеж», - отмечает Дальнов.

Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Определенное значение имеет также эффект низкой базы – только 0,3% пашни в России используется для производства «органики». В ЕС этот показатель составляет около 10%.

В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.

Рост внутреннего рынка органической продукции будет сопряжен с ростом доверия покупателя к органической сертификации, с его способностью выделить соответствующее обозначение на фоне других (не сертифицируемых) указателей на улучшенные качества продукции, таких как «фермерские», «эко», «био». По данным международной компании по исследованиям рынка Growing For Knowledge, на данный момент российские поклонники ЗОЖ считают здоровыми ряд продуктов (сухофрукты, мед, хлебцы, пастилу), которые также целесообразно сертифицировать и брендировать как органические.

В целом можно сказать, что Россия в деле развития органического земледелия только в начале пути. Сегодня в стране более 100 организаций сертифицировано на производство органической продукции, из них на Дальнем Востоке, по данным Органического атласа России, ни одного. В Приморье сектор подобной продукции представлен всего тремя производителями: Гришко А.И. выращивает органическую тыкву, Ким Е.Г. занимается овощеводством закрытого грунта (томаты, огурцы, баклажаны и так далее) и Клиндух Р.В. – картофелеводством. Все они находятся на конверсии (переходный период) сертификации: команда Гришко - по сертификации JAS (Япония), а двое остальных - по российской.

Как подчеркнул Алексей Таран, и.о. директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края, на обучающем семинаре Союза Органического Земледелия, прошедшем в Уссурийске в августе 2021г, некоторые хозяйства Приморского края уже применяли органические методы, сорта, средства защиты, но конкурировать с высокоинтенсивным и агрессивным производством оказалось достаточно сложно. Поэтому органика подходит, прежде всего, для малых форм хозяйствования, более ориентированных на ценности сохранения плодородия и качества почвы.

По словам ректора Приморской ГСХА Андрея Комина, заниматься ли органикой в Приморье - звучит риторически, поскольку рядом полуторамиллиардный Китай, Япония со 128-миллионным населением и 122-миллионная Корея. Там есть потребность в органической продукции, и цена её, как минимум, на 50% выше обычной.

- В нашем Приморском научно-исследовательском институте, на опытных полях, вообще отказались от химии. То есть технологии органического производства есть, их осталось довести до потребителя. Тыква, соя, мед - это те продукты, которые можно быстро сертифицировать, быстро наладить производство. У зарубежных партнеров также востребованы корма для животноводства. Мы можем их производить, учитывая, что в европейской части России сегодня 90% поставок - это корма. И цены на них тоже довольно высокие.

С чего начинать? Необходимо понять, в каком из направлений заниматься органическим производством и занять свою нишу в растениеводческой или животноводческой отрасли.  Если у производителя есть свободные от использования земли, данные агрохимического обследования почв, показавшие возможность использования их для органического производства, то следующий этап  - это органическая сертификация, которую проводят уполномоченные органы по сертификации. В настоящее время, по данным Союза органического земледелия, в нашей стране аккредитованы Росаккредитацией на органическую сертификацию 10 учреждений; на сертификацию по стандартам ЕС, США (USDA ORGANIC) и Японии (JAS) – 17. Требования стандартов во многом схожи, однако имеют и свои национальные особенности. Основные моменты - это отказ в органическом производстве от химических удобрений, пестицидов, достижений генной инженерии для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, а также защиты от вредителей и болезней.

Татьяна Киртаева, кандидат с/х наук, преподаватель Приморской ГСХА: «Органическое сельское хозяйство необходимо понимать комплексно, как систему со всеми его сложными задачами и принципами. Однако очень часто органическое сельское хозяйство понимается упрощенно, учитываются только отдельные части системы – «без химикатов», «без пестицидов» и «без антибиотиков». Или путают понятия «органического земледелия» и «органических удобрений», т.е. если я применяю органические удобрения, значит, у меня экологически чистое производство и я имею право получить статус «органик».  Но отказ от пестицидов и агрохимикатов - это еще не органическое земледелие». Одна из основных проблем, с которой сталкиваются производители органической продукции - это снижение урожайности сельскохозяйственных культур. Поэтому ведение такого хозяйства предусматривает получение знаний и практического опыта, использование специальных технологий, в основе которых лежат альтернативные способы долгосрочного поддержания плодородия почв, способы обработки почвы с учетом региональных особенностей, биологические средства защиты растений и другие методы. Но самое главное, что для присвоения своей продукции подлинного статуса «органическая», производителю необходимо обеспечить соответствие условий и методов производства этой продукции установленным регламентами стандартам, чтобы аккредитованный орган по сертификации мог выдать ему сертификат, доказывающий качество и натуральность продукта.

Органическое сельское хозяйство, безусловно, перспективно для АПК России, считает руководитель Дальневосточного органического союза Павел Комин. «Это подтвердилось и на мероприятии, прошедшем у нас на Дальнем Востоке. Количество людей и сферы их деятельности (наука, бизнес, производители) показали, что сегодня здесь готовы заниматься этим направлением. Дальневосточный органический союз готов объединять, развивать и популяризировать органическое земледелие на территории нашего региона. Сегодня центр популяризации готов принимать и рассказывать о перспективах органического земледелия. Залежные земли – это наш золотой запас, а уникальное расположение относительно стран Азиатско-Тихоокеанского региона - дополнительный плюс. Общими усилиями мы обеспечим страну качественной продукцией органического происхождения и создадим здоровую нацию. Нужно не забывать, что в рамках внутреннего рынка органика - это определенный сегмент, которым не все готовы заниматься, но многие готовы его приобретать благодаря правильному, качественному менеджменту».

Александр Иванович Гришко, руководитель КФХ: «Сельским хозяйством мы занимаемся с 1993 года, а органическим – пять лет. Есть определённые культуры, которые можно выращивать без химикатов и средств защиты, а есть культуры, которые таким образом культивировать невозможно. Самое трудное в органике – это именно воздерживаться от химии, устраняющей болезни, вредителей и сорняки, ведь так можно потерять и весь урожай. Новичкам я мог бы посоветовать подойти к органическому земледелию в первую очередь разумно, это сложное и ответственное занятие. И всё-таки не бойтесь пробовать! Ключ к успеху кроется в подборе подходящей культуры (для нашего региона я бы посоветовал тыкву и огурцы), а также внимательном исследовании потенциального участка на живые и полезные микроорганизмы».

Важнее всего, чтобы изменилось сознание фермера, считает Екатерина Евсеева, директор единственной на Дальнем Востоке компании по производству микробиологических удобрений «Приморский ЭМ-Центр». «Пока он сам не осознает важность выращивания органической продукции: и для здоровья нации, и для сохранения почвы и окружающей среды, что есть такая необходимость, и это нужно делать, и это интересно, не только финансово, - никаких существенных изменений не будет. Органика сложна тем, что фермер должен набраться терпения. Процесс перехода на такие удобрения не однодневный, микробиологические препараты - это не химия, они не дают результата сразу. Для этого и предусмотрен переходный период постепенного отказа от привычных агрохимических средств, чтобы снизить риски потери всего урожая. И во всём этом процессе очень важна поддержка государства, как на федеральном, так и на местном уровне. Особенно ощутимо это будет именно в переходный период: помощь с реализацией продукции, ее популяризацией, в т.ч. в конкретном регионе. Речь можно вести не только о правительственной поддержке, но и о банковской, если банк ориентирован на такие кредитные продукты».

На правах рекламы.

Обсуждение

Пресс-релизы компании

Смотреть все

Свежие пресс-релизы

Смотреть все
Лучшие пресс-службы
Ингосстрах
Новостей: 510
Билайн
Новостей: 175
Почта России
Новостей: 95
АО "Солид Банк"
Новостей: 85
Россельхозбанк
Новостей: 84
Сбербанк
Новостей: 75
ВТБ
Новостей: 70
Ростелеком
Новостей: 62
Тулэнерго
Новостей: 62
Промсвязьбанк
Новостей: 61

ПРЕСС-РЕЛИЗЫ ВЛАДИВОСТОКА


Пресс-релизы ГлобалВЛАД.ру – это актуальные новости от владивостокских компаний.
На ресурсе регулярно публикуются официальные пресс-релизы компаний Владивостока и Приморского края. Узнать самые свежие новости предприятий можно в соответствующем разделе на главной странице. Размещение пресс-релизов — традиционный и действенный способ продвижения вашего бизнеса. Он позволяет организациям заявить о себе и своих товарах и услугах максимально широкой массе аудитории. При этом информационный повод может быть любым: привлечение людей на мероприятие или конференцию, освещение новых товаров или кадровые назначения. Если вы ставите цель привлечь внимание к своей информации, то ГлобалВЛАД.ру станет вашим надежным помощником в данном деле. Благодаря порталу ваш пресс-релиз увидят обозреватели ведущих интернет-изданий, клиенты и партнеры.
ГлобалВЛАД.ру дает возможности представителям компаний и организаций во Владивостоке и Приморском крае самостоятельно разместить пресс-релиз при регистрации на ресурсе. Самая главная особенность ГлобалВЛАД.ру в том, что все публикации владивостокских компаний попадают в архивы и будут доступны из поиска длительное время. Вам достаточно лишь добавить пресс-релиз в информационную ленту.
ГлобалВЛАД.ру предлагает своим клиентам абонементское обслуживание, которое позволяет компаниям регулярно публиковать пресс-релизы на выгодных условиях. Кроме того, бизнес портал дает возможность более полно рассказать о жизни компании благодаря добавлению фото и видеоматериалов, персон и цитат сотрудников. Все информационные материалы обладают активными ссылками и приведут потенциальных клиентов на ваш ресурс.
Потапова Алёна

Директор по развитию